Разъяснение законодательства о коррупции

Содержание

Госдума разъяснила основные положения антикоррупционного законодательства

Разъяснение законодательства о коррупции

На официальном сайте нижней палаты парламента сегодня появился материал, посвященный борьбе с коррупцией. Он подготовлен совместно с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

В частности, приведены советы гражданам, от которых требуют взятку, поясняется, какое наказание грозит за такое нарушение закона взяткодателю и взяткополучателю.

Также перечислены меры, предпринимаемые для совершенствования антикоррупционного законодательства.

Так, если гражданину предлагают дать взятку, Госдума рекомендует обратиться на горячую линию МВД России или ФСБ России, в компетенцию которых входит осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление коррупционных преступлений. Уголовные дела о получении или даче взятки ведет Следственный комитет России.

Поясняется, что ответственность предусмотрена и за получение (ст. 290 Уголовного кодекса), и за дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Жестко пресекается вымогательство взятки – оно считается отягчающим обстоятельством, способным повлечь наказание до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Санкции касаются и случаев посредничества во взяточничестве (посреднику грозит до 12 лет лишения свободы), а также случаев обещания или предложения такого посредничества (наказание может составить до семи лет лишения свободы).

В соответствии с действующим законодательством не смогут уйти от ответственности и мелкие взяточники (при сумме взятки до 10 тыс. руб. установлен штраф в размере до 200 тыс. руб.

или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы – до одного года).

Подчеркивается, что система наказаний за совершение коррупционных преступлений, помимо существенных сроков лишения свободы (вплоть до 15 лет), предусматривает и дополнительные санкции – штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискацию имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. “И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать”, – отмечается в материале.

Часть разъяснений касается предмета взятки – это не обязательно деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество (включая квартиру, машину, имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера).

Особое внимание уделено государственным и муниципальным служащим, которым в связи с выполнением ими служебных обязанностей запрещено получать подарки и вознаграждения (будь то деньги или оплата поездок, развлечений или лечения).

“Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаются государственной или муниципальной собственностью”, – цитирует Госдума норму Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ).

В частности, для профилактики и пресечения коррупции в системе госслужбы осуществляется контроль над доходами и расходами государственных и муниципальных служащих.

Это касается граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах.

Причем контролируются не только сведения о доходах и имуществе самих должностных лиц, но также их супругов и несовершеннолетних детей.

Говорится в материале и о последних законодательных поправках, направленных на совершенствование ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В их числе:

  • возможность обращения в доход государства не только имущества, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежной суммы, эквивалентной его стоимости (если обращение самого имущества по каким-то причинам невозможно);
  • осуществление прокуратурой контроля за доходами и расходами должностных лиц после их увольнения или ухода с госслужбы;
  • наделение Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц, которые им запрещено иметь.

И, если совершенствование антикоррупционного законодательства перешло на точечный режим, то формирование антикоррупционного правосознания в обществе остается одним из приоритетов в работе, направленной на противодействии коррупции. В Госдуме считают, что такое правосознание должно формироваться уже в школе.

Документы по теме:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” 

Источник: https://www.garant.ru/news/1298880/

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Разъяснение законодательства о коррупции

Основныеположения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с ПредседателемКомитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мнепредлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как законзащищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или тем более у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявлениепреступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегдана стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взяткиявляется отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 летлишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственностьгрозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое женарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицуст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от двух до 15лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млнрублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственностиза дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело местовымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он самдобровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всехостальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционныепреступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,таких как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискацииимущества, лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублейили быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такогопосредничества. В последнем случае наказание может составить до семи лет лишениясвободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительныеработы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либолишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взяткиможно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского можетсчитаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовномузаконодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценныебумаги, имущество, например машина или квартира, или, как у классика — борзыещенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественногохарактера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главномуврачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционногозаконодательства.

Государственным и муниципальнымслужащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещенополучать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездокили развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаютсягосударственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первыйвзгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действияв интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимопомнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получалза право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственностиза получение взятки.

Какконтролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозитза сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальныедолжности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежатконтролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетнихдетей.

За непредоставление такой информацииили сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по законудолжностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождениякоторых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мыусовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежнаясумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперьконтролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контрольза их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, мыприняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиямипо эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено ихиметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу надсовершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственностипривлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросовостается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкогопонимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Источник: http://duma.gov.ru/news/46604/

Обзор изменений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции – ФСТЭК России

Разъяснение законодательства о коррупции

В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), перенесен до 1 августа 2020 г. срок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Также поручено Правительству Российской Федерации продлить до 1 августа 2020 года включительно срок представления руководителями федеральных государственных учреждений указанных сведений за отчетный период 2019 года.

Настоящим указом поручено руководствоваться и при продлении срока органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 24.04.2020 N 143-ФЗ

Уточнены антикоррупционные требования и ограничения, предъявляемые к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, в частности, что запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией не распространяется на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 342

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” утверждено Положение о порядке предварительного уведомления Президента Российской Федерации лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, обязано заблаговременно направить Президенту Российской Федерации уведомление в письменной форме о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями.

Определены сведения, которые должны содержаться в направляемом уведомлении.

К уведомлению прилагаются копия устава некоммерческой организации, в управлении которой лицо намеревается участвовать, и копия положения об органе некоммерческой организации (при наличии такого положения).

Лицо, замещающее государственную должность, участвующее в управлении некоммерческими организациями, обязано уведомить Президента Российской Федерации в порядке, установленном утвержденным Положением, в том числе об изменении наименования, местонахождения и адреса некоммерческой организации, о ее реорганизации.

Указание Банка России от 14.04.2020 N 5440-У

С 1 сентября 2020 года вводится форма сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С указанной даты сведения предоставляются кредитной организацией и некредитной финансовой организацией по единой форме, установленной приложением 1 к Указанию.

Наряду с указанными сведениями организация обязана предоставить выписку о движении денежных средств по счету за отчетный период, в случае ее истребования гражданином (его представителем). Выписка по счету в драгоценных металлах как приложение к форме сведений не предоставляется.

Согласно Указанию организация обязана предоставить гражданину (его представителю) сведения на указанную им отчетную дату на бумажном носителе или в электронном виде (по его выбору) не позднее 5 рабочих дней после дня обращения.

Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Источник: https://fstec.ru/protivodejstvie-korruptsii/normativnye-pravovye-i-inye-akty/48-inye/2104-obzor-izmenenij-federal-nogo-zakonodatel-stva-v-sfere-protivodejstviya-korruptsii

Разъяснение законодательства о противодействии коррупции

Разъяснение законодательства о коррупции

9 декабря провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН международным днем борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

В Российской Федерации основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Статья 1 Закона № 273-ФЗ дает определение понятию коррупция путем перечисления  примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции – незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки  законным интересам государства и общества, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление выгоды указанному лицу другими лицами.

Согласно ст. 3 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 6 Закона № 273-ФЗ называет меры по профилактике коррупции. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет только об основных мерах, посредством применения которых осуществляется профилактика коррупции.

Среди предусмотренных мер:

  1. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  2. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  3. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  4. повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим
  5. создание механизмов общественного контроля за работой органов власти;
  6. внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении и др.

В целях противодействия коррупции Законом № 273-ФЗ ужесточены требовании к государственным служащим. Так, согласно ст.

9 указанного закона, Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим данного требования является правонарушением, и влчет увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст.

8 Закона № 273-ФЗ государственные служащие обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений влечет увольнение государственных гражданских служащих или муниципальных служащих с государственной гражданской службы или  муниципальной службы соответственно.

В целях предотвращения конфликта интересов, согласно ст.

11 Закона № 273-ФЗ, в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В заключении необходимо отметить, что лица, совершившие коррупционные правонарушения несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Межрайонный прокурор
Н.Г. Батищев

Версия для печати

Источник: https://gagarin.mos.ru/presscenter/news/detail/902852.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.