Работа женщин в сельской местности

Содержание

Льготы для женщин в сельской местности

Работа женщин в сельской местности

В конце 2019 года был принят закон об изменениях в Трудовой Кодекс РФ о льготах для женщин, работающих в сельской местности. Разберемся подробнее, что изменилось, и какие возможности предоставляет этот нормативный акт.

Новый закон о льготах

Изменения в положения о льготах были внесены в Трудовой кодекс федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 372-ФЗ. Этот нормативный акт вступил в силу 23 ноября 2019 года.

Он ввёл в Трудовой кодекс новую статью 263.1, полностью посвящённую этим льготам. Одновременно аналогичные положения были исключены из статьи 262 ТК РФ.

В соответствии с этими изменениями, работающие в сельской местности женщины имеют право на облегченный режим рабочего времени:

  • сокращённую рабочую неделю не более 36 часов при сохранении полной заработной платы по занимаемой должности (гарантируется всем);
  • один дополнительный день неоплачиваемого отпуска в месяц (предоставляется только по желанию женщины).

В федеральном законе № 372-ФЗ специально указано, что в связи с предоставленными гарантиями заработная плата женщины не должна уменьшиться по сравнению с ранее установленной до вступления в силу этого нормативного акта.

Сокращение общего времени работы реализуется за счет укороченного рабочего дня.  Как правило, с этой целью для работниц устанавливается 7-часовой рабочий день.

Что изменилось

Закон о продолжительности работы и рабочем времени для женщин в сельской местности существовал и ранее. Так, право на дополнительный выходной день без сохранения заработной платы было установлено предыдущей редакцией статьи 262 ТК РФ, откуда оно было перенесено в новую статью.

36-дневная сокращенная рабочая неделя для женщин в сельской местности была установлена п. 1.

3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», имевшим силу закона.  Этот нормативный акт сохранял действие на основании ч.1 ст.

423 ТК РФ, как не противоречащий положениям Трудового кодекса. Со вступлением в силу изменений в Трудовой кодекс в ноябре 2019 года норма была перенесена напрямую в него.

Что считается сельской местностью

В соответствии с установленным в России административно-территориальным делением к сельской местности относятся все территории, не принадлежащие тем или иным городским поселениям.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», сельскими поселениями являются посёлки, села, станицы, деревни, хутора, аулы и тому подобные населенные пункты.

Кто имеет право на льготы

Для целей получения права на гарантии имеет значение место фактического выполнения обязанностей работницей, а не юридический адрес или место нахождения головного офиса работодателя.

Не имеет значения, где проживает женщина — в селе или в городе. На льготы имеют право жительницы городов, трудящиеся в сельской местности.

Должность или профессия также неважны.

Право на сокращённую неделю и дополнительный выходной предоставляется независимо от того, связана ли работа женщины с типично сельскими занятиями.

Проще говоря, не только доярка или животновод, но и продавец сельского магазина или бухгалтер на ферме должна работать не более 36 часов.

Если несколько оснований сокращения

Также, если в силу других законодательных актов работница имеет право на еще более сокращённую продолжительность рабочей недели, ей должно быть установлено наименьшее количество часов из всех возможных вариантов.

Если работнице должна быть установлена 36-часовая рабочая неделя по нескольким основаниям (например, работа в сельской местности и во вредных или опасных условиях труда), устанавливается продолжительность рабочей недели 36 часов. Дополнительное сокращение этого времени не проводится.

Как отметить в табеле

Отработанное время должно быть отмечено в табеле, как и для любых других работников. В табель включается суммарно подсчитанные фактически отработанные часы из расчета нормы в 36 часов.  Например, если женщина фактически отработала 40 часов, 4 из них табелируются, как сверхурочная работа.

Ответственным за ведение табеля обычно назначается кадровый специалист или бухгалтер по кадрам (но эти обязанности могут быть возложены и на другое лицо).

Обязательно ли предоставлять

Дополнительный выходной предоставляется по желанию женщины, его можно не использовать. Но, если заявление написано, работодатель не вправе отказать или уволить женщину за прогул при неявке.

А вот сокращённая до 36 часов продолжительность рабочей недели обязательна для всех. Соответствующие разъяснения были даны представителями трудовой инспекции. Работница может трудиться и 40 часов, но разница в 4 часа для неё будет являться сверхурочной работой, за которую полагается повышенная оплата:

  • обычная оплата, умноженная на коэффициент 1.5 за первые два часа;
  • удвоенная оплата за следующие два часа.

Если рабочий день разделён на части

В этом случае женщина имеет право на повышенную оплату, но ее размер Трудовой кодекс не устанавливает. Конкретное повышение определяется по соглашению между работницей и работодателем.

При этом ранее установленные доплаты нельзя корректировать со ссылкой на вступление в силу нового закона. По действовавшему ранее Постановлению Верховного Совета РСФСР размер доплаты был зафиксирован в размере 30%. Его снижение работодателем в одностороннем порядке будет ухудшать положение работницы, поэтому оно не допускается в соответствии с законом.

Источник: https://TrudHran.ru/rabota/lgoty-dlya-zhenshhin-v-selskoj-mestnosti

Продолжительность рабочего времени женщин на селе

Работа женщин в сельской местности

Правда ли то, что для женщин, которые трудятся в сельской местности, предусмотрен укороченный график работы? Рассмотрим все детали этого вопроса с разных сторон, ведь информированность о собственных правах и обязанностях помогает людям избежать ненужных скандалов по поводу неоцененности своего труда либо нареканий на несправедливость жизни.

Что говорит закон?

Согласно с законодательством РФ, любая женщина, работающая на селе, должна иметь укороченную рабочую неделю в 36 часов, которая будет оплачиваться как стандартная 40-часовая неделя.

Мужчин, работающих на селе, или женщин, которые занимают должности связанные с хозяйственными работами на территории города, этот закон не касается.

Нормативная база

В Конституции Российской Федерации нет отдельного параграфа, уточняющего рабочее время женщин в сельской местности, поэтому принято руководствоваться постановлением Верховного совета Российской социалистической Республики от 1990 года.

Закон допускает использование материалов советского законодательства, если они не противоречат действующей Конституции России и постановление, утверждающее 36-часовой график для женщин, работающих на селе, принято считать таковым.

Нормативно-правовой базой для утверждения укороченной рабочей недели женщинам, трудящимся в сельской местности, служат:

  • Постановление РСФСР №238 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 года.
  • Статья 423 Трудового Кодекса Российской Федерации о возможности использования законодательной базы СССР вплоть до выпуска новых законов РФ, противоречащих прежним.

Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990

Трудовой кодекс РФ

Гарантии сотрудницам

Таким образом, ТК РФ РФ гарантирует всем сотрудницам, работающим на территории села, право на 36-часовую рабочую неделю.

Если же работодатель отказывается предоставлять женщине положенный график и условия работы, то это является прямым нарушением прав гражданина РФ и может привести к административному наказанию.

Вопросы, связанные с нежеланием работодателя признавать права своих сотрудников и подчиняться законам РФ могут решаться как в договорном, так и в судебном порядке.

Сокращенное рабочее время женщин в сельской местности

Право на 36-часовой график работы имеют все женщины, работающие в сельской местности вне зависимости от места их проживания, должности, которую они занимают и получаемого оклада.

Это означает, что женщине не обязательно работать в области сельского хозяйства или постоянно проживать и быть зарегистрированной в сельской местности, а нужно лишь работать на территории села, чтобы претендовать на сокращенную рабочую неделю.

Но что делать, если работодатель не может, или не хочет сократить продолжительность рабочего дня? Считается ли время, проведенное на работе сверх 36 часов на работе в сельской местности переработкой и должно ли оно оплачиваться отдельно?

Можно ли вернуть свои деньги за переработки, которые отказывается выплачивать начальник?

Действуют ли льготы для женщин, работающих по неполному рабочему графику? Разберемся в этих вопросах.

Право или обязанность работодателя предоставлять 36-часовой рабочий день?

Работодатель, имеющий некоторое предприятие либо организацию, расположенную на территории села, обязан быть проинформированным о сокращенной 36-часовой рабочей неделе, которую предоставляет законодательство России всем женщинам, работающим в сельской местности.

При этом 36 рабочих часов должны оплачиваться как 40, то есть на полную ставку.

Работодатель не может оставлять за собой право выбора в предоставлении 36 либо 40-часовой недели для женщин, работающих на селе вне зависимости от того, какую должность они занимают.

За невыполнение прямых обязанностей и спекуляцию женским трудом безответственного работодателя можно привлечь к административной ответственности в судебном порядке.

Женщины, работающие в сельской местности неполный рабочий день или на полставки, не могут рассчитывать на дополнительные оплачиваемые часы, которые не придется отработать, даже если по факту отрабатывают время близкое к 40 часам в неделю.

В таком случае следует оформлять полный рабочий график и лишь за тем претендовать на льготные права.

Особенности оплаты

Любая рабочая деятельность женщины, трудящейся в сельской местности сверх 36 часов в неделю, должна оцениваться как переработка.

Даже если женщина работает ровно 40 часов в неделю и получает оклад, который полностью соответствует 40 рабочим часам, такая ситуация не может считаться законной. Ведь сотрудницы, трудящиеся на селе, должны получать такую заработную плату за 36-часовую рабочую неделю, как если бы они работали по 40 часов.

Таким образом, в предоставленной выше ситуации мы можем увидеть, что работодатель недоплатил своей сотруднице 4 часа переработки.

Ответственность работодателя

Как можно вернуть деньги за отработанные часы?

Это можно сделать следующими способами:

  1. «Полюбовно». Можно указать работодателю на его недочеты, ведь вполне возможно что он просто не был проинформирован о своих обязанностях, или не был проинформирован о вашей проинформированности о своих правах.
  2. Ультимативно. Предупредив начальника, что вы всерьез намерены отстаивать свои права вплоть до обращения в соответствующие органы вы, возможно, сможете избежать судебной тягомотины и получить свои деньги относительно легким путем.
  3. Административно. Судебный процесс — нелегкое дело и для того, чтобы успешно его осуществить, не упустив при этом своих интересов, нужно ознакомиться с юридическими тонкостями, которые объясняются ниже.

Прежде всего, условия труда и получения заработной платы должны быть прописаны в трудовом договоре, который составляется при устройстве на работу и копия которого может быть у вас на руках.

Внимательно прочитав документ, вы сможете понять является ли укороченный рабочий график для женщин, трудящихся в сельской местности фактом, изначально проигнорированным работодателем либо она была предусмотрена в трудовом договоре, хотя вы можете и работать 40 часов в неделю,не получая при этом никаких доплат.

Этот момент является принципиально важным, если вы всерьез намерены вернуть свои честно заработанные деньги.

Судебная практика

Суды, рассматривая подобные практические ситуации, так же считают, что в подобном случае имеет место сверхурочная работа.

Переработанные часы подлежат оплате в порядке и размерах, установленных нормами ст. 152 ТК РФ.

Например, это можно увидеть в следующих судебных определениях:

Источник: http://kadriruem.ru/rabochee-vremja-zhenshhin-v-selskoj-mestnosti/

Облегченный режим работы для женщин работающих на селе — Audit-it.ru

Работа женщин в сельской местности

Подкопаев М., редактор журнала

Журнал “Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве” № 1/2020

Законодатели решили ввести для женщин, работающих на селе, облегченный режим работы сельских женщин. Конечно, они нуждаются в подобных социальных гарантиях, хотя трудно сказать, насколько действенной окажется новая норма. Она установлена Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ, который опубликован на портале www.pravo.gov.ru 15.11.2019 и вступил в силу с 23.11.2019.

Новая старая льгота

Согласно ст.

 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

В общем случае нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Хотя для определенных групп работников ТК РФ предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92) или по соглашению сторон может быть установлено неполное рабочее время, в том числе в виде неполной рабочей недели (ст. 93).

До сих пор в ТК РФ ничего не говорилось о сокращенном рабочем времени для сельских работников как об обязательной норме.

При этом исходя из п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» в отношении женщин, работающих в сельской местности, с 01.01.

1991 была установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами.

Указывалось, что заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы, которая на момент принятия документа составляла 41 час.

К сведению:

Согласно ст.

 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

Это касается и Постановления Верховного Совета РСФСР № 298/3-1. Данный документ также предусматривает для женщин, работающих в сельской местности, следующие льготы:

  • продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней (в настоящее время полностью соответствует минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска для всех категорий работников – ст. 115 ТК РФ);

  • один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;

  • пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 % на каждого последующего;

  • повышенная на 30 % оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов) (такое разделение рабочего дня производится в соответствии со ст. 105 ТК РФ);

  • беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством (нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом).

Таким образом, работодатели и ранее должны были выполнять требование, предусмотренное п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1, оно никогда не отменялось[1].

Отметим, что согласно п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.

1991 № 522/1 при повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время должны были производиться в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.

При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю следовало производить исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.

Сдельная заработная плата могла также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.

На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускалось по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.

Эти разъяснения касались именно применения п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1.

Необходимость дополнить Трудовой кодекс

Поскольку данная норма была дополнительной к положениям ТК РФ, многие работодатели о ней «забывали». Законодатели это учли, как и то, что формально она противоречила ст. 91 ТК РФ.

Необходимо также помнить о так называемой регуляторной гильотине, которую сейчас активно применяет Правительство РФ. Благодаря этой процедуре скопом отменяются многие нормативные акты советского периода, часто необоснованно не получающие дублирования в российском законодательстве.

Поэтому Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ пре­дусмотрено следующее: в ТК РФ введена новая ст. 263.1 под названием «Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности».

Она гласит, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (40 часов).

Отличие новой нормы от советского нормативного документа в том, что теперь она применяется работодателями не автоматически, а в отношении только тех женщин, которые захотят воспользоваться данным предоставленным им правом.

Фактически получается, что с 23.11.2019 работодатель на селе может не предоставлять своим работницам сокращенную продолжительность рабочего времени, если от конкретной работницы нет заявления об этом.

Это выглядит несколько странным шагом (возможно, ошибкой) со стороны законодателей, ведь для категорий работников, перечисленных в ст. 92 ТК РФ установление сокращенной продолжительности рабочего времени является безусловным и не требует от них проявления какого-либо волеизъявления.

И если до 23.11.2019, когда работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для работниц в сельской местности, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежала оплате по правилам, предусмотренным ст.

 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы[2], то теперь основания для применения этой статьи возникают только в ситуации, если за пределами 36-часовой продолжительности рабочего времени трудится женщина, написавшая заявление о предоставлении ей такой сокращенной рабочей недели.

О разделении рабочего дня на части

В таком же направлении, попав в новую ст. 263.1 ТК РФ, «эволюционировала» и другая льгота, которая до сих пор была предусмотрена п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1. Теперь установлено, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Иными словами, мало того, что и в таком случае для применения льготы необходимо заявление от работницы, хотя ранее эта льгота должна была предоставляться обязательно.

Здесь исчезло и указание на то, в каком минимальном размере должно производиться данное повышение. То есть работодатель ничего не нарушит, если вместо 30 %-го повышения ограничится, например, 1 %-м.

(Хотя, возможно, автор утрирует.)

Правда, в ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ сказано, что размер повышения оплаты труда, установленный в соответствии с абз. 4 ст. 263.

1 ТК РФ (в котором и говорится об установлении оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части), не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу данного закона.

Указанное, видимо, надо понимать так, что тем работницам, которым уже установлено 30 %-е повышение, следует сохранить его (впрочем, не ясно – то ли в процентах к основному заработку, то ли в абсолютном размере, то есть в рублях). А вот новым работницам, чей рабочий день делится на части после 23.11.2019,[3] можно установить и процент поменьше, работодатели могут не сомневаться.

Обратите внимание:

В новой ст. 263.1 НК РФ говорится еще и о том, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы.

Эта норма (она применялась при наличии заявления от работницы) практически без изменения перекочевала из ч. 2 ст. 262 ТК РФ, которая теперь утратила силу.

Проживать или работать в сельской местности?

Новая статья ТК РФ вызывает и другие вопросы. Например, не ясно, имеет ли право на названные льготы женщина, работающая в сельской местности, но проживающая за ее пределами.

Хотя при буквальном прочтении, по нашему мнению, такая работница имеет названное право.

То есть ключевым следует считать нахождение рабочего места именно в сельской местности, само же предприятие может быть зарегистрировано в городе.

Не разъясняется также, что вообще надлежит относить к сельской местности.

В отношении Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1 в Письме Госкомэкономики РСФСР от 12.12.

1990 № 19-117 указывалось, что к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

Очевидно, что к ТК РФ это письмо не может применяться, да и административно-территориальное деление теперь существенно другое. Но понятие сельской местности можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 02.02.

2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».

Там указывается, что в целях данного распоряжения сельская местность – это совокупность сельских населенных пунктов.

В свою очередь, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года[4] сельские населенные пункты – это поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.

По нашему мнению, данные определения вполне применимы в целях ст. 263.1 ТК РФ.

Добавим, что в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть термин «сельское поселение» – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Работа по всем ли должностям дает право на сокращение рабочего времени?

И еще один вопрос: на все ли должности распространяется ст. 263.1 ТК РФ? Касается ли она, например, административно-управленческого персонала, работающего в сельской местности?

Здесь возможен утвердительный ответ – с опорой на одно из разъяснений в отношении применения Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1.

Так, в Письме Минздравсоцразвития России от 05.09.2007 № 2699-17 указывалось, что возможно применение даже в отношении женщин, замещающих должности государственной гражданской службы, п. 1.2 и 1.3 названного постановления, если эти женщины работают в органах государственного управления, расположенных в сельских местностях.

[1] См. Определение КС РФ от 03.02.2010 № 149-О-О.

[2] См. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1.

[3] При этом теперь никак не регулируется продолжительность перерыва при таком разделении.

[4] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/1006134.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.