Протокол решения собственников

Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Протокол решения собственников

СТ 46 ЖК РФ.

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, принимаются большинством от общего числа принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.

2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.

3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

1.1.

Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

1.2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда большинством от общего числа принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии ания за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством от общего числа таких собственников, принимающих участие в этом собрании;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда большинством от общего числа принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3.

Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги ания доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на ание, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в ании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или ал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если ание указанного собственника не могло повлиять на результаты ания, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме.

При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: http://www.JilKod.ru/razdel-2/glava-6/st-46-zhk-rf

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Протокол решения собственников

Примерно год назад Виктор Богданов публиковал на эту тему серию статей. Законодательство несколько обновилось. Правда , хоть ты и в новой коже, – как писал Крылов, – а жало у тебя все то же. Нам надо обезвредить змеиное жало

                               Это часть 2 цикла ПРОТОКОЛ ПОЯВИЛСЯ – начало здесь http://maxpark.com/community/1574/content/5258390

Часть 2.  ПРОТОКОЛ. “Огрехи” ОФОРМЛЕНИЯ.

2.1. Самые общие требования

Согласно ч.1 ст.160 ГК РФ

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Оказывается, оформлять протокол положено по требованиям установленным специально уполномоченным органом исполнительной власти на федеральном уровне – согласно ч.1 ст.46 ЖК РФ

 Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2.2. О формулировках  решения

Согласно п.3 ч.5.1 ЖК РФ

При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания в решении собственника по вопросам, поставленным на ание, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны … решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался”

2.3. О лицах

 Согласно п.5 ч.5 ст. 181.2 ГК РФ

В протоколе о  результатах заочного ания должны бытьсведения о лицах, подписавших протокол

Согласно п.4 ч.5 ст. 181.2 ГК РФ

В протоколе о  результатах заочного ания должны быть указаны …сведения о лицах, проводивших подсчет

Согласно п.2 ч.5 ст. 181.2 ГК РФ и п.1 ч.5.1 ст. 48 ЖК РФ

В протоколе о  результатах заочного ания должны быть указаны …сведения о лицах, принявших участие в ании

Очень часто во вводной части Протокола отмечается наличие кворума, но без приложения реестра участников. Мы заявляем в суде, неизвестен состав участников; нам возражают: за все отвечает счетная комиссии, она проверила количество принявших в участие в ании, обеспечивает кворум.

 Мы еще раз обращаем внимание суда, что по закону в Протоколе должны быть отражены сведения о ЛИЦАХ, независимо от того, был кворум или его не было. В свою очередь, сведения о лицах по обычаям делового оборота представляют в виде списка (реестра).

 Ниже будет показано, что отсутствие такого важного реквизита, как сведения о лицах, принявших участие в ании, превращает решение собрание в ничтожное   

  2.4. О праве на участие в ании

 Согласно п.2 ч.5.1 ст. 48 ЖК РФ

При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания в решении собственника по вопросам, поставленным на ание, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны … сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в ании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме

Согласно ч.2 ст.48 ЖК РФ

Представитель собственника помещения … действует в соответствии с полномочиями … с  составленной в письменной форме доверенности на ание.

Доверенность на ание должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

Если нет ссылки на документ о возникновении права собственности (договор приватизации; договор купли-продажи; свидетельство о праве) или нет надлежаще оформленной доверенности на представителя муниципалитета, проавшего в качестве собственника муниципального жилья; или на представителя ведомства, которому принадлежат несколько ведомственных квартир, то эти решения следует квалифицировать как недействительные.

2.5. Об ограничении права по дате

Согласно ч.2 ст. 47 ЖК РФ

 Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного ания (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Заключение

Документ отличается от некоторого информационного сообщения тем, что у него имеются все установленные законом реквизиты. Согласно п.52 ГОСТ 7.0.8 – 2013 «Система стандартов… Термины и определения» оформление документа сводится к проставлению на документе необходимых реквизитов.

Таким образом, нам нужно в зале судебного заседания выполнить несложную работу – последовательно доказывать, что Протокол общего собрания не содержит таких-то и таких-то реквизитов, а потому не может быть официальным документом в силу п.

8 указанного ГОСТ.  Хотя в соответствии с ч.1 ст. 46 ЖК РФ протокол собрания и решения собственников являются официальными документами, отсутствие необходимых реквизитов лишает их свойства вызывать правовые последствия (п.14 названного ГОСТ).

Стоит напомнить одну историю. Рим во время Пунических войн боролся с богатым финикийским городом Карфаген. Боролся не на жизнь, а на смерть.

А суровый римский сенатор Катон Старший прославился своей упрямой привычкой заканчивать любое свое выступление одной и той же фразой: “А кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”.

С той далекой поры слова сенатора стали символом несокрушимой воли, своего рода одержимости.

Мы знаем, что суд все предпримет все меры, чтобы отбить наши наскоки на Протокол:

“Какая в конце концов разница так записано, или эдак. Главное в ином –  воля голосующих была выражена. И это оспорить невозможно”.

Поэтому каждое замечание следует подобно Катону завершать предложением:

“Протокол не содержит требуемых реквизитов, а потому не может вызывать никаких правовых последствий”. 

Источник: https://newsland.com/community/1574/content/protokol-trebovaniia-k-oformleniiu-ch-2/5260362

Можно ли собственникам передать протокол собрания напрямую в жилищную инспекцию?

Протокол решения собственников

Решения общих собраний оформляются протоколами, и эти документы хранятся в жилищных инспекциях.

При этом по закону инициатор собрания должен сначала отдать протокол в действующую управляющую организацию, чтобы та потом передала его в орган жилищного надзора.

Однако на собраниях принимаются решения, которые могут не понравиться управляющей компании, например, о расторжении с нею договора управления.

Поэтому многим инициаторам страшно нести оригиналы по адресу: вдруг УК их утратит или, ещё проще и эффективнее, испортит часть бюллетеней.

Чтобы защитить решения собственников, инициаторы пытаются пронести протоколы вместе с бюллетенями напрямую в органы жилищного надзора. В каких-то регионах это удаётся, в каких-то нет.

Вот, например, государственная жилищная инспекция Ивановской области «в связи с участившимися случаями нарушения порядка передачи протоколов» прямо на своём сайте пишет, что документы надо сдавать в управляющую организацию, в том числе при принятии решения о её смене.

Нормы, которые регулируют передачу протокола и бюллетеней: ст. 46 Жилищного кодекса РФ и Приложение №2 к Приказу Минстроя № 44/пр. Если вы знакомы с ними, то смело пролистывайте таблицу. Формат таблицы я выбрала для того, чтобы показать различия между кодексом и приказом.

Ст. 46 Жилищного кодекса РФПриложение №2 к Приказу Минстроя № 44/пр (Порядок направления подлинников решений и протоколов в уполномоченные органы, осуществляющие государственный жилищный надзор)
Инициатор сдает документы в УО, ТСЖ, кооператив:
Подлинники решений и протокола подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а при непосредственном способе управления домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания (ч. 1).Подлинники решений и протоколов подлежат обязательному направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а при непосредственном способе управления домом – в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через 10 календарных дней со дня проведения общего собрания, а в случае, если оно продолжалось несколько дней, – не позднее чем через 10 календарных дней со дня окончания общего собрания (п. 4).
Действия инициатора, если на собрании решался вопрос о переходе на прямые договоры:
Копии решений и протокол общего собрания по вопросу заключения прямых договоров также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками будут заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг (ч. 1).  В случае принятия общим собранием решения по вопросу заключения прямых договоров, подлинники решений и протоколаподлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание,в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление ТСЖ, кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками будут заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 4).
УО, ТСЖ, кооператив передают документы в жилищную инспекцию:
Управляющая организация, правление ТСЖ, кооператива в течение пяти дней с момента получения подлинников решений и протокола общего собрания обязаны в порядке, установленном Минстроем РФ, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.Управляющая организация, правление ТСЖ, кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ. Направление подлинников решений, протоколов осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управляющей организацией, правлением ТСЖ, кооператива от лица, инициировавшего общее собрание, подлинников документов (п. 2 и п. 3).

Таким образом, Приказ даёт инициаторам лазейку: надо включить в повестку собрания решения о переходе на прямые договоры, и тогда вроде как документы можно вручить напрямую органу жилищного надзора, отправив управляющей организации копии документов.

«Вроде как» – это потому что Жилищный кодекс РФ по своей юридической силе заведомо выше подзаконного нормативно-правового акта.

Некоторые читатели пользовались этим расхождением, и у них получалось обойтись без передачи подлинников напрямую в нелюбимую управляющую организацию.

Практика судов по передаче протоколов скромная

✔ По теме есть подробнейшее постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 (дело № А44-8634/2018).

Управляющая организация требовала признать незаконными действия органа жилищного надзора Новгородской области, который посмел взять на хранение протокол от инициатора собрания. Также незаконным компания считала бездействие «по невозвращению протокола или по ненаправлению обращения инициатора с оригиналом протокола должностному лицу для рассмотрения».

Арбитражный суд Новгородской области удовлетворил требования частично: он признал незаконными действия Комитета по приёму документов на хранение. Однако апелляционная инстанция отказала управляющей организации в удовлетворении и этих требований. Её доводы:

  • Если оспариваемое действие не нарушает права и интересы заявителя, то в удовлетворении требований стоит отказать.
  • Требование «признать незаконными действия комитета по приёму для хранения протокола» говорит о том, что надо прояснить вопросы
    • о наличии у ответчика права на совершение таких действий,
    • о наличии (отсутствии) законодательного запрета на их совершение,
    • о правах, которые, по мнению общества, фактически нарушены этими действиями, а также о возможности реального восстановления этих прав в случае признания оспариваемых действий незаконными.
  • Действительно, в частях 1 и 1.1 статьи 46 ЖК РФ регламентирована передача подлинника протокола от инициатора в управляющую организацию, а затем – в лицензирующий орган для хранения, то есть орган государственного жилищного надзора получает подлинник от управляющей организации, которая в свою очередь, получает его от инициатора собрания. Между тем эта статья не регламентирует поведение лицензирующего органа при поступлении к нему подлинника протокола напрямую от инициатора, минуя управляющую организацию, также как не содержат прямого запрета на принятие протокола в такой ситуации и обязанности возвратить его отправителю с объяснением причин возврата.
  • При этом нормой прямо закреплено, что подлинник хранится именно в лицензирующем органе.
  • Когда инициатор отдавал протокол в комитет, то сообщил, что в управляющую компанию он предоставил копию.
  • Требования заявителя, предъявленные к комитету, основаны на несогласии с действиями председателя совета дома, направившего в общество протокол в копии и без приложений. Вместе с тем оценка законности действий такого лица не входит в предмет исследования в рамках настоящего спора.

Управляющая организация обосновывала нарушение своих прав тем, что без оригинала не может исполнить оформленное протоколом решение, которое является для неё обязательным. Апелляционный суд указал, что никаких нарушений прав компании здесь нет:

  • не доказано, что комитет мешал управляющей организации ознакомиться с подлинником протокола и приложениями к нему и сверить его копией. Компания вела активную переписку с комитетом по поводу передачи спорного протокола, однако не просила дать с ним ознакомиться. Лишь спустя 4 месяца с момента собрания представитель сходил в комитет и сфотографировал оригиналы документов.

Управляющей организации не удалось победить орган жилищного надзора. Однако чаще компании судятся с самими инициаторами, пытаясь обязать их передать документы

✔ Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15.01.2019 по делу N 33-317/2019

Инициатор собрания отнёс в управляющую компанию копию основной части протокола (без приложений), а оригинал отдал напрямую в Государственную инспекцию Алтайского края. Управляющая организация попросила суд обязать собственника передать документы туда, куда было надо, однако суды отказали:

  • поскольку на момент рассмотрения дела у жильца нет оригиналов истребуемых документов, то требования удовлетворению не подлежат, при этом организация может ознакомиться с протоколом другим законным способом.
  • «судебная коллегия соглашается с тем, что ответчиком нарушен предусмотренный ст. 46 ЖК РФ порядок передачи документов, вместе с тем указанные ссылки апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом достоверно установлено, что ответчиком осуществлена конечная передача документов по назначению в Государственную инспекцию Алтайского края, где они хранятся в настоящее время».

✔ Другая практика — апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.09.2018 по делу № 33-2238/2018

Здесь на общем собрании собственники решили сменить управляющую организацию. Старая компания потребовала от инициатора передать ей оригиналы документов.

Первая инстанция отказала в удовлетворении требований, решив, что инициатор не обязан предоставлять в действующую управляющую компанию подлинник протокола с решениями об изменении управляющей организации. Однако суд округа с таким мнением категорически не согласился:

  • «направление инициатором собрания спорных документов в новую управляющую компанию, а также непосредственно в департамент государственного жилищного надзора свидетельствует о нарушении норм жилищного законодательства, препятствует исполнению управляющей организацией своей обязанности по размещению документов в ГИС ЖКХ», за что она может быть привлечена к административной ответственности.

Пока рассматривалось дело, управляющая организация ознакомилась с документами в органе жилищного надзора, поэтому дальше истребовать документы у инициатора оказалась. Однако самому собственнику не повезло: суд взыскал с него судебные расходы в размере 9 тыс. рублей госпошлины.

✔ Ещё есть апелляционное определение того же Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 по делу № 33-2717/2018. То есть решение принято почти одновременно с предыдущим, но выводы у суда прямо противоположные. Управляющей организации, пожелавшей подержать в руках подлинники документов, отказали:

«Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять организации, ранее управлявшей домом, подлинник протокола общего собрания, которым произведена смена управляющей организации.

… инициатор собрания уведомила прежнюю управляющую организацию — АО «Уренгойжилсервис» о смене и представила ей копию решения общего собрания об этом…

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие у инициатора собрания обязанности предоставлять ранее управлявшей многоквартирным домом организации подлинник протокола о смене управляющей организации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований».

✔ Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 по делу № 88-4739/2020, Краснодарский край

Группу инициаторов обязали передать в старую управляющую компанию оригинал протокола.

Нарушение прав организации суды усмотрели в том, что «у истца фактически отсутствует возможность исполнения обязанности по предоставлению компетентному органу протокола общего собрания, представление которого предусмотрено ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ. В связи с чем этот факт может повлечь за собой негативные правовые последствия для истца».

✔ Апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2019 по делу N 33-13728/2019

Здесь в суд пошла не управляющая организация, а орган жилищного надзора. На решение общего собрания пожаловались жильцы, инспекция запросила протокол в компании, но та пояснила, что не получала его от инициатора. Тогда инспекция обязала инициатора предоставить ей оригиналы материалов общего собрания через суд.

Запомнить инициаторам:

  • правильно – передавать протокол в действующую управляющую организацию,
  • можно попытаться отдать документы напрямую в инспекцию, но надо быть готовым к судебным спорам с УК,
  • если инспекция отказывает в приёме документов, то обычно она права, без обид,
  • если на собрании решался вопрос о прямых договорах, то инициатор может достать из рукава Приказ Минстроя №44/пр и попробовать отбиться им,
  • передачу документов кому бы то ни было надо фиксировать документально.

Источник: https://GKHNews.ru/4142-mozhno-li-sobstvennikam-peredat-protokol-sobraniya-napryamuyu-v-zhilishhnuyu-inspekcziyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.