Прокуратура по защите прав граждан

» Деятельность органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина | Фин Эксперт Групп

Прокуратура по защите прав граждан

В статье анализируется практика работы органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Автором выделены основные проблемные вопросы, влияющие на деятельность органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина. Ключевые слова: права; свободы; прокуратура; защита; гарантированность. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Она реализуется, в частности, в деятельности органов прокуратуры. Одной из целей прокурорской деятельности является защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», далее –Закон о прокуратуре). Согласно ст.

26 Федерального закона «О прокуратуре» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Защита прав и свобод является приоритетной задачей государства, Многие ученые отмечают роль и значение механизма государственной власти в данном вопросе.

Так, например, Р.Р.

Гацалов считает, что в связи с обострением социально-экономической обстановки в обществе, невысоким уровнем правосознания и спецификой менталитета населения на данный момент требуется усиленная правовая защита граждан, нацеленность каждого из них на приобретение высокого уровня правовой культуры [1].

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности [3, с. 528]. Полномочия прокурора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Среди этих полномочий следует выделить: 1) Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 2) Разъяснение пострадавшим порядка и особенностей защиты их прав и свобод; 3) Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ими материального и морального ущерба. Потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина на всех уровнях на территории всей Российской Федерации [5, с. 284]. Прокуратура реализует практически все способы защиты конституционных прав и свобод граждан. Из этого следует, что мы можем назвать прокуратура краеугольным камнем в системе правоохранительных органов направленных на защиту прав и свобод граждан. Специфика прокуратуры как элемента механизма защиты конституционных прав, свобод и законных интересов состоит в том, что 1) является, по сути, правоохранительным органом; 2) на основе закона осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществляет иные правозащитные функции; 4) ориентирована на выполнение важнейшей задачи – защиты прав и свобод человека и гражданина, прибегая при этом к инициативным формам деятельности.

Практика надзорной работы органов прокуратуры свидетельствует о широком распространении нарушений федерального и регионального законодательства при принятии местными органами власти, как уставов муниципальных образований, так и принимаемых на их основе правовых актов представительных органов местного самоуправления, правовых актов главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования [4]. Особенностью работы прокуратуры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина связана с реализацией антикоррупционной политики Российской Федерации.

Стоит акцентировать внимание на таком приоритетном направлении противодействия коррупции как развитие ценностей, определяющих неприятие коррупционных действий.

Анализ понятия «ценности» [6; 7; 8; 9], помогает определить ценностные ориентации к противодействию коррупции сотрудников правоохранительных органов как систему устойчивого неприятия сотрудником коррупционных отношений, выражаемую в деятельности по их выявлению, предупреждению в личных отношениях и в служебной деятельности.

Федеральный Закон от 5 апреля 2009 года внес изменения в Гражданский процессуальный кодекс, в частности изменения затронули правовой статус прокурора как участника в гражданском процессе, это позволяет поновому взглянуть на гражданский процесс.

Современные нововведения наделили прокурора правом подачи искового заявления, в тех случаях, когда к нему обращаются граждане о защите своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Это касается следующих направлений сфер: трудовых отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, обеспечения права на жилище, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную среду, образования. Однако, до внесенных в ГПК изменений от 2009 г.

прокурор имел возможность участвовать в гражданском процессе, т.е. защищать права, свободы и законные интересы граждан в гражданском суде, в тех случаях, когда граждане в силу определенных факторов, а именно по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не могли сами обратиться в суд.

Следует отметить, что при обращении в суд, прокурор обязан был указать и обосновать причину, по которой гражданин не может сам обратиться в суд, в противном случае в принятии искового заявления отказывалось.

Однако изменения кардинальным образом не затронули порядок защиты выше перечисленных категорий граждан. В этом аспекте мнение М.

Гадиятовой о том, что акцент в защите частных интересов сместился на совокупность конституционных прав и свобод, а также правоотношений, при реализации которых наиболее часто выявляются нарушения закона, кажется более чем справедливой.

Таким образом, на основании изложенного, мы приходим к выводу, что защита прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от органов прокуратуры.

Эффективность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находится в прямой зависимости от правильной организации и качества прокурорских проверок, от контроля реального устранения нарушений закона по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, занятой активной (пассивной) позиции прокурора в судах в рамках гражданского и административного судопроизводства. Только тогда надзорное мероприятие достигнет своей цели, когда прокурор добьется реального восстановления нарушенных прав гражданина [2, с. 47-54].

Список использованной литературы

1. Гацалов Р.Р. Слабое знание законов – основная проблема осуществления эффективной правозащитной деятельности // Правовая самооборона: методика приобретения навыков и умений: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. П.П. Глущенко, Э.П. Григониса. СПб.: Лема, 2012.

2. Игонина Н.А., Бессарабов В.Г., Викторов И.С., Буренина О.В. К вопросу о критериях и показателях эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 47–54. 3. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского.

– Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2015. 4. Костюнина О.В., Юрковский А.В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов. учебное пособие. Иркутск, 2012. 5. Муниципальное право России: учебное пособие / под ред. А.В. Юрковского.

‒ Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 6. Юрковский А.В. Аксиологические методы в сравнительном правоведении // Научный альманах. 2016. № 2-3 (16).С. 340–346. 7. Юрковский А.В.

Основные подходы к правовой аксиологии // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: Сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян.

2016. С. 171–175. 8. Юрковский А.В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. 2016. № 2(32). С. 95–102. 9. Юрковский А.В., Тугутова Д.А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категориями «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. 2016. № 2. С. 254–264.

Г.В. Галекбаров

Источник: http://www.finexg.ru/deyatelnost-organov-prokuratury-po-zashhite-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina/

Права и обязанности прокурора, основные функции и полномочия

Прокуратура по защите прав граждан

Прокурор имеет огромные преимущества перед другими органами правоохранительной структуры. В первую очередь, потому что он наделен властью, которая позволяет ему наказывать нарушителей закона вне зависимости от их положения в обществе и звания.

Каждый день прокуроры работают на благо государства и общества. Выкладываются на все сто процентов и не откладывают дела на завтра. Они следят за каждым и наказывают в соответствии с действующим Законом. В данной статье мы рассмотрим права и обязанности прокурора, главного законного представителя обвинения.

Предыстория системы

Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.

Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти.

Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов.

Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.

Указ императора в 1772 году возложил на прокуратуру особые обязанности в правовой деятельности. В частности, он гласил о том, что надзор осуществляется непосредственно за высшими государственными органами страны.

Так как Сенат соблюдал строгие предписания указаний императора, генеральный прокурор имел право предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом.

Другими словами, прокуратура наделялась определенными полномочиями в сфере правотворчества.

Значение

Прежде чем рассматривать права и обязанности прокурора, необходимо узнать значение этого слова. У Ушакова оно (прокурор – от латинского procuro, т.е. «надзираю») многозначно:

  1. Представитель прокуратуры, является ее главой. Имеет полное право, а также обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике.
  2. Государственный обвинитель в судебном разбирательстве (вне зависимости от сложности и типа дела).

Общие полномочия

Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:

  1. Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
  2. Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
  3. Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
  4. Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
  5. Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.

Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:

  • выносить протесты, не противоречащие закону;
  • записывать представления об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
  • выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
  • письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.

Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела.

Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса.

Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.

Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде.

Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат).

Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.

Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, – оно обязательно должно быть на столе у прокурора – дается определенное время.

Структура

В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

  1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
  2. После идет прокуратура субъектов.
  3. Образовательные и научные учреждения.
  4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
  5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

Основная функция прокурора

Не только права и обязанности прокурора в РФ закреплены в ФЗ. В его статьях идет речь и о функциях этого надзорного органа, которые включают в себя контроль:

  • за дознавательным органом;
  • за представителем предварительного следствия.

В обязанности подконтрольных организаций входит также:

  • исполнение и применение мер принудительного характера;
  • надзор за соблюдением человеческих прав и свобод.

Контроль осуществляется также над действиями оперативно-розыскных органов, так как они не должны противоречить Настоящему закону. Прокурор может проводить проверку в отношении любого человека в нашей стране, независимо от его статуса и звания. Причем действия в отношении физического лица разрешаются только при поступлении заявления.

Арбитражный процесс

Арбитражный процесс рассматривает дела, которые связаны непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Обычно бытовая сфера предметом рассмотрения в таком суде не является. В арбитражном процессуальном кодексе в статье 52 указано, что прокурор:

  1. Имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов (а также правовых).
  2. Признать недействительной сделку.
  3. Потребовать изъять государственное имущество у чужого незаконного владения.

Прокурор, который обратился в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности истца. Прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Именно такие обязанности и права в арбитражном процессе прокурор имеет. Его работа непосредственно связана с проверкой исполнения закона.

Процессуальные права и обязанности прокурора при обращении в суд прописаны в Настоящем законе. Поэтому при обращении в суд он является истцом и имеет все полномочия, включая:

  • право на заключение мирового соглашения сторонами;
  • обязанность по уплате всех необходимых судебных расходов.

Гражданский процесс отличается от других тем, что в суде рассматриваются только дела граждан Российской Федерации. В заседании участвует истец и ответчик. Они оба имеют право представлять доказательства, которые оправдывают или доказывают вину. Но если прокурор обращается с заявлением, он наделяется правом:

  • на полное или частичное изменение основания заявленного требования;
  • на изменение размера требования.

Гражданско-процессуальный кодекс в статье 394 гласит о том, что прокурор вправе подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суде. Прописанные в гражданском процессе права и обязанности прокурора несильно отличаются от его основной деятельности.

Уголовный процесс

Правонарушения в сфере уголовного кодекса оказывают огромное влияние на общество. Поэтому принципиальная задача прокурора заключается в законности и конституционном устройстве государства, а также поддержке прав гражданина Российской Федерации. Его функции:

  1. Контроль над исполнением закона.
  2. Обеспечение раскрытия нарушений и противоправных деяний.
  3. Осуществление уголовного преследования.
  4. Обеспечение правовой защиты.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе должны соблюдаться четко, так как от этого зависит правильный ход расследования и выявление преступных лиц. В компетенцию прокурора входит:

  • отстранение человека от работы, если он допустил нарушения;
  • привлечение при необходимости специалиста узкого профиля;
  • возможность принять самоотвод дознавателя по заявлению.

Обязанность прокурора во время судебного разбирательства:

  • предоставить доказательную базу обвинения;
  • сформулировать аргументы;
  • отвечать на контраргументы со стороны защиты обвиняемого;
  • предложить наказание в соответствии с законом.

Прокурор является полноправным участником суда. Он имеет полное право выказывать свое недовольство, задавать вопросы и подчеркивать замечания.

Что категорически запрещено?

Мы подробно рассмотрели права и обязанности прокурора, но также необходимо сказать о том, что ни в коем случае нельзя ему делать. Запрещено:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью (ИП).
  2. Участвовать в общественно-политической деятельности.
  3. Работать в другой оплачиваемой организации (за исключение научной, преподавательской и творческой структуры).
  4. Приобретать ценные бумаги.
  5. Получать вознаграждения за исполненную службу от юридических или физических лиц.
  6. Получать почетные или специальные звания, награды от иностранных государств.

Источник: https://FB.ru/article/447236/prava-i-obyazannosti-prokurora-osnovnyie-funktsii-i-polnomochiya

Полномочия прокурора при осуществлении функций по защите прав и свобод человека и гражданина | Студент-Сервис

Прокуратура по защите прав граждан

Согласно ст.27 Закона о прокуратуре РФ прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 

– рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

– разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

– используя полномочия, предусмотренные ст.22 Закона о прокуратуре РФ, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

– пресекает факты незаконного применения к гражданам административного задержания;

– оценивает правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных прокуроров;

– обеспечивает профилактическую направленность прокурорского надзора. В этих целях систематически проверяет исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

В профилактических целях использует материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Средства прокурорского реагирования на выявленные правонарушения. В ст. 28 Закона о прокуратуре РФ достаточно кратко изложены меры прокурорского реагирования в данной сфере прокурорской деятельности.

В частности, указано, что прокурор или его заместитель приносит
протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, прокурор или заместитель вправе внести
представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 23 и 24 Закона о прокуратуре РФ.

Однако на практике возможны и более серьезные нарушения прав и свобод человека и гражданина, требующие более серьезных актов прокурорского реагирования.

Например, в случае выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина имеющего характер преступления, прокурор обязан провести проверку и вынести мотивированное постановление о
направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства и принять все меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п.4 ст.140 УПК РФ введен Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ).

Особенно внимательно прокурору надлежит рассматривать сообщения о нарушениях прав и свобод в отношении лиц, находящихся в зависимом состоянии или по иным причинам не способных самостоятельно воспользоваться принадлежащими правами (преклонный возраст, состояние недееспособности, болезнь потерпевшего и т.п.)

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор своим постановлением имеет право возбуждения производства об административном правонарушении или незамедлительной передачи сообщение о правонарушении и материалов проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Может сложиться и такое положение, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, в порядке гражданского судопроизводства, свои права и свободы, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В этих случаях прокурор имеет право предъявляет и поддерживать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Из изложенного следует, что объекты надзора и полномочия прокурора как по обще-надзорной деятельности, так и при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, практически одинаковы и прокурор, при осуществлении надзора в первом и втором
случае пользуется правами в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина всегда были приоритетными направлениями в деятельности прокуратуры.

Среди основных нормативных актов, регулирующих указанное направление, являются приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 г. №195 «Об ор-ганизации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;

указание МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 3, 10 ноября 1998 г.

№№ 3,76/7 «О неотложных мерах
по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» и Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г.

«О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан»,

«Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями: указание Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2002 г. № 74/40»2 Для конкретизации основных направлений взаимодействия прокуроров и уполномоченных по правам
человека в ряде субъектов Федерации заключены соответствующие соглашения.

Например, в ноябре 2001 г. подписан документ «О формах взаимодействия прокуратуры Пермской области и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан».

В целях совершенствования порядка рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации заявлений, обращений и жалоб граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, а также приема граждан, Генеральной прокуратурой постоянно обновляются.

Например, вместо утратившего силу Приказа Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г.

 № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» издана новая «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденная Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200».

Согласно данной Инструкции ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

В ней прямо указывается, что прокурорский работник обязан подчинить работу по рассмотрению и разрешению жалоб и заявителей граждан, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, реальному обеспечению охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, поставив дело таким образом, чтобы каждое обращение получило объективное и окончательное разрешение.

В то же время положения п.2 ст.26 Закона о прокуратуре РФ устанавливают, что органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/polnomochiya-prokurora-pri-osushhestvlenii-funktsij-po-zashhite-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina/

Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина

Прокуратура по защите прав граждан

Плющева, Н. С. Роль прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина / Н. С. Плющева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63178/ (дата обращения: 08.12.2020).



Защита прав человека осуществляется в рамках прокурорского надзора. Органы прокуратуры призваны осуществить в интересах граждан мероприятия по пресечению нарушений прав человека.

Ключевые слова: прокуратура, защита прав человека и гражданина, проверки, акты прокурорского реагирования.

The protection of human rights is carried out within the framework of prosecutorial supervision. The procuratorial authorities are called upon to take measures to prevent human rights violations in the interests of citizens.

Keywords: Prosecutor's office, protection of human and civil rights, inspections, acts of prosecutorial response.

Ст.2 Конституции РФ содержит основополагающий принцип, устанавливающий концептуальную обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Воплощение данного принципа в практику российского государства возложено на государственные органы, важнейшим из которых является прокуратура. Правовой статус прокуратуры закреплен в ст.

129 Конституции, согласно которой в рамках особой надзорной деятельности данный государственный орган обеспечивает комплекс прав и свободы граждан.

В соответствии с ч. 1 ст.1 Федерального Закона «О Прокуратуре РФ» — Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Деятельность прокуратуры по защите прав и свобод граждан является комплексной и осуществляется в интересах всех граждан.

Добиваясь устранения нарушения закона, органы прокуратуры восстанавливают права граждан, способствуют их соблюдению независимо от характера нарушений.

Прокуратура обладает большими возможностями по охране и защите прав человека, поскольку по существу любые нарушения закона со стороны органов власти, юридических лиц, в какой бы отрасли государственной, общественной, экономической деятельности они ни допускались, должны быть прекращены.

В теории российского конституционного права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы.

Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Охрана данной группы прав граждан в деятельности прокуратуры имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны.

Прокуратура реализует свои полномочия по охране и защите права на свободу мысли и слова, свободу совести, права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, избирательные права и др.

К третьей группе относятся экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства.

К компетенции прокуратуры относится охрана и защита права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; права частной собственности, включая право частной собственности на землю; права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; правв на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Соблюдение все обозначенных групп прав и свобод составляет предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [1]. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.

2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” прокуратура осуществляет деятельность, возникающую при посягательстве на правовое положение личности и заключающуюся в воспрепятствовании нарушению прав человека и восстановлении правомерного состояния.

Основанием включения прокуратуры в деятельность по охране и защите граждан являются следующие юридические факты:

1) Имеется факт нарушения прав граждан, ставший известным органам прокуратуры благодаря обращениям граждан, выявленных нарушений в публикациях в средствах массовой информации, выявленных фактов в результате проверок органов прокуратуры и др.

2) Нарушителями прав гражданина выступают органы и должностные лица, которые находятся в сфере воздействия органов прокуратуры. Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре» в качестве таковых выступают:

– органы государственной власти;

– органы муниципальной власти,

– должностные лица органов управления;

– должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и др.

3) обратившиеся за помощью и поддержкой граждане относятся к группам лиц, которым прокуратура оказывает помощь. К ним относятся:

– лица, находящиеся в подчиненном к поднадзорному органу положению (например, лица, находящиеся в местах лишения свободы;

– поднадзорные прокуратуре лица обладают правовыми или организационными возможностями по существенному ограничению правового положения человека или гражданина, либо когда реализация правовых возможностей человека или гражданина зависит от решения данных лиц (таковыми могут выступать должники, зависимые от органов исполнения наказаний или находящиеся под административным надзором);

– существует неопределенный круг зависимых от субъектов, входящих в предмет надзора прокуратуры лиц, обладающих общим для них правовым статусом или положением (граждане, иностранцы, ветераны, пенсионеры и т. п.) и др. [2]

Основным методом прокурорского надзора за соблюдением прав граждан выступают прокурорские проверки. В качестве повода для их проведения могут выступать материалы уголовных, гражданских арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В рамках проверки прокурором устанавливается: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина; его фактическое проявление; какие федеральные законы при этом были нарушены; какой орган или какое должностное лицо виновно в совершении данного правонарушения; каковы последствия действий данных должностных лиц.

Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения позволяет проверяющему его заявление работнику прокуратуры остановить дальнейшую проверку, если в уже полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

По окончании проверки заявителю по его просьбе дается возможность ознакомиться с материалами и документами, относящимися к нарушению его прав и свобод, в той мере, в которой это не противоречит законным интересам других лиц, требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны.

Решение о предоставлении заявителю возможности рассмотреть документы принимает в Генеральной прокуратуре Генеральный прокурор РФ или его заместители, начальники управлений и отделов; в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и других специализированных прокуратурах — соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. [3]

Таким образом, деятельность органов прокуратуры является гарантом реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающих поддержание правопорядка в обществе.

Для ее осуществления органы прокуратуры осуществляют надзорные мероприятия в отношении государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц с целью защиты прав граждан, а также восстановления существовавшего положения.

Литература:

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации.Учебник / Под ред. А. А. Чувилева. — М.: Юристъ, 2016.

2. Ахмедов Р. А. Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 7 (110). С. 235–238.

3. Еримбетов С. С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3–1. С. 181–184.

Основные термины(генерируются автоматически): свобода человека, гражданин, прокурорский надзор, защита, лицо, орган прокуратуры, прокуратура, свобода граждан, прокурорское реагирование, частная собственность.

Источник: https://moluch.ru/archive/280/63178/

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правовые средства

Прокуратура по защите прав граждан

См. также Приказ Генпрокуратуры России от 14.11.2017 N 774 “Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства”

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в ст. 27 ФЗ “О прокуратуре РФ”.

В соответствии с данной статьей при осуществлении возложенных на него функций прокурор:

    • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
    • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
    • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
    • использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона (т.е. общенадзорные полномочия).

Полномочия, установленные ст. 22 ФЗ “О прокуратуре РФ”

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
    2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом,

    • возбуждает производство об административном правонарушении,
    • требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
    • предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

    • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    • вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

См. правовые средства прокурора.

В соответствии со ст. 27, 28 ФЗ “О прокуратуре РФ” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор применяет следующие правовые средства:

    1. иск в интересах пострадавших в суде или арбитражном суде  – когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;
    2. принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие деяние, имеющее характер преступления, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;
    3. возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях – в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения;
    4. приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
    5. вносит представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 и 24 Федерального закона.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-prokurora-pri-osuschestvlenii-nadzora-za-sobliudeniem-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-i-pravovie-sredstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.