Профилактика краж среди несовершеннолетних

Социально-педагогическая профилактика детских краж

Профилактика краж среди несовершеннолетних

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами.

Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться.

Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу “как хочется”, на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Принимая во внимание, что возраст до четырнадцати лет освобождает от уголовной ответственности, число подростков, совершающих кражи, быстро растет. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год.

Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. Некоторые дети воруют многократно. Среди них есть те, кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить.

Они полагают, что в глазах им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража – чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумывают правдоподобные легенды, оправдывающие появление у них новых вещей.

Из-за “пустяков” стараются не рисковать.

Таким образом, воровство это правонарушение, но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. До совершеннолетия ребенка ставят на учет в детскую комнату милиции с последующими профилактическими беседами со стороны работников милиции или социальных педагогов.

Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или в группе детей. Ведь сверстники влияют на личность и социальное поведение ребенка, его ценности и систему отношений.

Ребенку действительно необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений.

Причины возникновения детских краж.Младший школьный возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения.

Стремление к познанию всего нового, необычного, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки и способы поведения старших, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным – все это часто при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит младшего школьника к отклоняющемуся поведению.

Проблема детского воровства очень сложна, и однозначно ответить на вопрос “Почему ребенок ворует?” нельзя. Существует несколько причин, по которым ребенок начинает брать чужие вещи или деньги. Самая очевидная и наименее часто встречающаяся причина – отсутствие денег в семье.

Некоторые дети воруют, чтобы “отомстить” родителям, “заставить их изменить отношение к себе.

Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и время карьере – “светской” жизни.

Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они “все врут”, помогите мне. Одновременно этот сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.

Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: “Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!”.

Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодования и т.п.

Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика).

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам. Для подростков-правонарушителей характерно совершение воровства в группе, так как некоторые из них, участвуя в действиях своего сообщества, смелеют и даже наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.

Криминальную направленность группы характеризуют следующие качественные характеристики: 1) участие в группе ранее судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, 2) наличие в группе осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, 3) формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.).

Групповое совершение воровства, по сравнению с индивидуальным, имеет более высокую общественную опасность. Как правило, группой совершаются более масштабные и дерзкие правонарушения.

В процессе совместной противоправной деятельности происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, криминальных навыков.

В результате взаимовлияния, подражания у членов группы нередко появляются новые, совершенно не свойственные им ранее черты – жестокость, агрессивность, мстительность.

О причинах детского воровства известный детский педиатр Бенждамин Спок пишет следующее: “В большинстве случаев такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Может быть, ему не хватает родительской ласки или он не может найти друзей среди своих сверстников (это чувство покинутости может возникнуть даже у ребенка, который пользуется любовью и уважением товарищей).

Я думаю, тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке.

Другие причины индивидуальны: страх, ревность, недовольство.

Таким образом, детское воровство – это преступление, в основе которого лежит агрессия. Но, имея в виду того, что появление детских краж может быть в более раннем возрасте, необходимо производить профилактическую работу, начиная с дошкольного или младшего школьного возраста.

Направления профилактики детских краж.Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т. п.).

Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1. Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей,

2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.

В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т. п.

) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей, система образования – это решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т. п.

Следует отметить, что именно первичная профилактика (её своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т. п.).

Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого поступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера – отсрочка исполнения приговора, т. е.

использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1 – 3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности.

Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования и т. д.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня.

Это – четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (“праздничных огоньков”, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).

Чтобы преодолеть или предупредить детские кражи, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Таким образом, обобщая, можно выделить направления социально-педагогической профилактики детских краж:

организация профилактической работы с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

– смещение акцентов на позицию индивидуализации этой работы;

– учет позиции ребенка как активного субъекта организации профилактической работы; целесообразность применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и стимулирующих развитие положительных;

– организация работы с семьей;

– организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

Молодежные субкультуры

Субкультура (лат. Sub – под.; -первая составная часть слов, обозначающая:

1)расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо;

2)подчиненный, подначальный;

3) не основной, не главный.

Следовательно, любая субкультура – это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от неё. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре. Мы будем говорить о молодежных субкультурах.

Поколение «Отцов» всегда относилось к молодежной субкультуре в лучшем случае настороженно, в худшем – агрессивно-неприязненно.

Отвергая «родительское» мироощущение, неформалы предлагают свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность.

Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев этой или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности.

И тогда и родители и педагоги начинают лихорадочно искать выход из тупика: Как иметь дело с приверженцами той или иной субкультуры? Спасать? Игнорировать? Перевоспитывать? Можно ли избежать конфликтов?

Конечно, можно. Если мы признаем, что молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать.Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности.

Для того, чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2006 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-80204.html

Профилактика преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика краж среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства.

Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений.

Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1.           Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2.           Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3.           Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

•             выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

•             выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;

•             корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

•             прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;

•             анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

•             исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;

•             ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации.

Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей.

Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства.

А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:

•             комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

•             органами по управлению социальной защитой населения;

•             федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

•             органами опеки и попечительства;

•             учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

•             ОВД;

•             органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

•             органами по делам молодежи;

•             органами управления здравоохранением;

•             службами занятости.

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности.

Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

•             предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;

•             защита прав и интересов ребенка;

•             социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;

•             обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

•             беспризорные и безнадзорные;

•             занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

•             находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

•             употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;

•             ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;

•             ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;

•             освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;

•             обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;

•             отбывающие наказание в воспитательных колониях;

•             те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

•             освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

•             в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);

•             в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;

•             в приговоре, постановлении или определении суда;

•             в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;

•             в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

•             оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации.

При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение.

Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

•             получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;

•             обжалование решений работников рассматриваемых организаций;

•             достойное, не унижающее достоинство обращение;

•             телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;

•             получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;

•             бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;

•             бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Источник: https://252.56.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/7900989

Профилактика правонарушений несовершеннолетних начинается в семье

Профилактика краж среди несовершеннолетних

В теории нарушить закон может любой человек, но на практике не каждый способен преступить черту. Взрослые люди руководствуются правилами морали, этики, знанием закона и другими аспектами общественной жизни. И если кто-то и решается на преступление, то отдает себе в этом отчет.

Дети же не всегда могут объективно оценивать мотивы и результаты своих поступков. Основной причиной того, что несовершеннолетние идут на преступления, является их неспособность анализировать серьезность действий и то, что зачастую они ассоциируют свои поступки с увлекательной игрой.

О том, кто находится в зоне риска, что могут сделать родители, чтобы уберечь ребенка и какие организации работают в этом направлении, читайте в нашей статье.

Кто в зоне риска

Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ, дети и подростки совершают 3,9% преступлений от общего объема правонарушений. В 2019 году их количество в сравнении с 2018-м сократилось на 4,6% (с 43 553 до 41 548). И все же уровень подростковой преступности остается высоким.

Действующее законодательство предоставило детям права, которые они могут реализовать, начиная с 10 лет, а в 14 подростки уже могут быть привлечены к уголовной ответственности. 

В зоне риска находятся дети:

  • ранее совершившие преступления;
  • из неблагополучных семей;
  • попавшие под влияние дурных лиц (психологически неустойчивые);
  • попавшие в запрещенные группировки и объединения;
  • мало занятые и не увлеченные (секциями, кружками);
  • не знающие закон и уверенные в безнаказанности.

Дети совершают административные и уголовные правонарушения, которые в свою очередь делятся на преступления и проступки (от хулиганства и мелких краж до занятия проституцией и убийства).

Поведение подростков, отличное от нормы, может иметь несколько форм:

  • Неодобряемое: шалости, озорство, упрямство, непослушание.
  • Порицаемое: редкое нарушение дисциплины, периодические драки, грубость и ложь. Вызывает осуждение родителей, учителей.
  • Девиантное: лицемерие, лживость, эгоизм, агрессивное поведение, воровство и т. д.
  • Предпреступное: зачатки деструктивного и криминального поведения (хулиганство, вымогательство, злостное нарушение дисциплины, увлечение алкоголем).
  • Преступное: правонарушения и преступления.

Ответственность за преступление ложится на плечи самого подростка и его родителей (опекунов). Приучать к нормам жизни в обществе в семье обязаны с раннего детства. Ребенок четко должен осознавать границы плохого и хорошего, понимать, за что могут наказать, а за что похвалить.

Родителям следует акцентировать его внимание на ответственном поведении и развивать в нем способность анализировать свои действия и отвечать за поступки. Дети должны знать цену деньгам, уметь ими распоряжаться, планировать свои траты, исходя из семейных возможностей.

Родители обязаны привить ребенку правила этикета, помочь понять, что есть свои вещи, а есть чужие и они неприкосновенны.

И главное: родители сами должны вести себя достойно и собственным примером показывать, что можно делать, а что нет, и как исправлять совершенные ошибки.

Что еще можно посоветовать родителям, которые хотят уберечь ребенка:

  • Максимально избегать конфликтов в семье. Не ругаться с супругом/супругой на глазах у ребенка — это очень травмирует его психику.
  • Быть терпеливыми по отношению к детям, их желаниям и начинаниям.
  • Ставить на первое место детей, а не карьеру.
  • С раннего возраста пресекать проявления жестокости малыша в отношении братьев, сестер, друзей и других сверстников, а также животных.
  • Знать круг общения ребенка.

Семья — важное звено в системе своевременной профилактики преступлений среди детей, родителям принадлежит огромная роль в воспитании подрастающего поколения.

Какие органы занимаются профилактикой

ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет деятельность компетентных органов в профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков, которая прежде всего предупреждает безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений.

Безнадзорный ребенок — это ребенок, чьи родители или законные представители ненадлежащим образом его воспитывают и не ведут надзор за его поведением. Беспризорный ребенок — несовершеннолетний, не имеющий места жительства и пребывания.

Профилактика преступлений/правонарушений, а также безнадзорности/беспризорности детей заключается в реализации социальных, педагогических, правовых мер, направленных на снижение количества преступлений среди детей.

Профилактика — задача не только семейная. Этой работой также занимаются:

  • комиссия ПДН;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы соцзащиты населения;
  • федеральные органы государственной власти, органы власти в регионах РФ и муниципалитеты, осуществляющие госрегулирование в области образования;
  • учреждения уголовно-исполнительной системы (СИЗО, колонии и т. д.);
  • ОВД;
  • органы здравоохранения;
  • органы по контролю над оборотом наркотиков;
  • органы по делам молодежи;
  • службы занятости.

Работа указанных органов по профилактике правонарушений помогает выявить и устранить изменения в личности и поведении ребенка, пока они еще не стали устойчивыми и поддаются корректировке.

Меры профилактики преступлений — это:

  • Изучение условий проживания и воспитания ребенка и своевременное выявление вредного влияния на несовершеннолетнего со стороны членов его семьи.
  • Ликвидация источников негативного воздействия на ребенка.
  • Корректирующее влияние на ребенка с опасным и асоциальным поведением.

Основные задачи мер профилактики:

  • предупреждение правонарушений/преступлений детьми, выявление обстоятельств и способствующих этому причин;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • социальная и педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально-опасном положении;
  • выявление и пресечение преступных ситуаций, в которых могут оказаться дети.

Профилактические мероприятия

Каждая из перечисленных выше организаций может создавать обособленные подразделения для выполнения функций по профилактике детских правонарушений несовершеннолетних. Кроме установленных законом способов и методов предупреждения детской преступности, эти организации могут прорабатывать и собственные программы.

Главную роль в профилактике преступлений играет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Она проводит комплекс мероприятий по защите и восстановлению прав и интересов несовершеннолетних, выявляет и устраняет причины и условия для безнадзорности и беспризорности, правонарушений и противозаконных действий детей и подростков.

КДНиЗП — это специализированный госорган, обеспечивающий исправление ребенка в случаях и в порядке в соответствии с законами РФ.

Так, комиссия по делам несовершеннолетних при освобождении подростка от уголовной ответственности может применять принудительные меры воспитательного характера (предупреждение; передача под надзор родителей или официальных представителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и т. д.).

Образовательные учреждения (школы, техникумы) составляют план мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков, в который входят:

  • Выявление подростков в трудной жизненной ситуации и склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, а также тех, кто входит в неформальные молодежные организации; составление базы с именами детей, находящихся в зоне риска.
  • Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение проблемных детей.
  • Психологическая помощь подросткам.
  • Привлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к общественной работе и занятиям в кружках и секциях.
  • Проведение творческих конкурсов, спортивных соревнований.
  • Профориентационная работа: тестирование, беседы с представителями разных учебных учреждений.
  • Работа с семьями, где воспитывают опекаемых детей (организация бесплатного питания; оформление льготных проездных; помощь в оформлении пособий; организация летнего отдыха; контроль досуга).

Органы и учреждения культуры, спорта и туризма привлекают трудных подростков к занятиям в художественных, технических, спортивных клубах, кружках и секциях; приобщают детей к культурным ценностям (для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проводят льготные или бесплатные экскурсии и организуют другие мероприятия). Также учреждения культуры проводят с несовершеннолетними правонарушителями спортивные и культурные мероприятия в стенах спецучреждений.

Уголовно-исполнительные инспекции работают с подразделениями по делам несовершеннолетних, регулярно обмениваясь данными.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, зачисляют сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в военные части (с согласия самого ребенка и органов опеки).

Общественные объединения организуют социальные проекты, такие как телефон доверия. Обратившись по нему, подростки, не нашедшие поддержки и понимания в семье и среди сверстников, получают профессиональные советы психологов. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/profilaktika-pravonarushenii-nesovershennoletnih-nachinaetsia-v-seme-5f3cc31c9c72443c9601910a

Воровство у детей и подростков: как действовать психологу

Профилактика краж среди несовершеннолетних

Чтобы помочь ребенку и его семье справиться с детским воровством, психологу нужно решить три задачи.

Задача 1: Обнаружить настоящую причину воровства

У каждого ребенка, который крадет, есть на это психологическая причина. Но чаще всего эта причина им не осознается. Родители, учителя в большинстве случаев тоже не знают о ней  и объясняют воровство с педагогической точки зрения (плохое воспитание, чужой пример, эгоизм, слабая воля и т.п.). 

Родители полагают, что их сын-подросток ворует деньги и покупает удочки, потому очень любит рыбалку. Когда мальчик стал увлеченно собирать модели лодок, в семье испугались, что теперь он начнет воровать их.

5-летняя девочка из благополучной семьи крадет вещи у матери: часы, книги и т. п. Она сама и члены семьи не могут объяснить, зачем она это делает, и почему берет именно эти предметы.

Ни то, ни другое не имеет отношения к настоящей психологической причине воровства. Поэтому именно ее психолог стремится обнаружить в первую очередь. Это “половина дела” эффективной психокоррекции.

Задача 2: Корректировать психологическую причину воровства

То есть оказать на нее психотерапевтическое воздействие. Само воровство –  это лишь способ, с помощью которого ребенок решает причину проблемы.

Да, это неприятный способ, кража возмущает и пугает окружающих ребенка людей. А повторяющаяся кража тем более.

И все же, редкое или частое, крупное или по мелочам, с раскаянием или без – это хотя и важные, но второстепенные детали воровства.

А вот от его причины зависит срок, необходимый для коррекции каждого случая: короткий или долгий. Даже если внешне эти случаи похожи друг на друга.

Мальчик, который воровал деньги и покупал удочки, перестал красть после трех встреч с психологом. Во время встреч была обнаружена и скорректирована психологическая причина воровства.

С другим мальчиком, который начал красть в раннем возрасте, работа заняла 6 лет и заключалась в 6 встречах с ним и регулярной обратной связи с его родителями. В итоге воровство прекратилось.

Устранение настоящей причины делает воровство ненужным для ребенка. Вот в чем заключается суть решения этой задачи.

Задача 3: Прогнозировать развитие и исход случая

Психолог определил настоящую причину воровства и предпринял первые усилия по коррекции. Этих данных вместе с ответной реакцией ребенка и его семьи (есть или нет благоприятные изменения, их степень) достаточно для получения прогноза. 

То есть обоснованных ответов на вопросы: удастся ли решить эту проблему психологическим путем? сколько времени это может занять? на ком и на чем следует сосредоточить усилия? какие препятствия могут возникнуть? и т.п. 

Понимая причину и сложность случая, зная возможности – свои, ребенка, его семьи – психолог принимает решение, какие рекомендации он предложит родителям. А также, есть ли потребность продолжать работу. И если есть, то с кем, как долго и в каком формате это лучше делать.

Встреча с девочкой, которая воровала вещи у матери, и беседа с матерью прояснили, что настоящая причина воровства связана не с самой девочкой, а является реакцией на конкретные семейные проблемы. Поэтому психолог сосредоточился на работе с отцом и матерью и больше не встречался с ребенком. Воровство исчезло после улучшения отношений между взрослыми.

Неблагоприятный прогноз помог психологу после встречи с 13-летним мальчиком и консультации с его матерью убедительно объяснить настоящую причину воровства этого подростка дома, в школе и в других местах, а также устойчивость этой причины к психологической коррекции. Благодаря этому мать смогла начать относиться к сыну реалистичнее и действовать неотложно.

Другими словами, прогноз определяет возможные варианты эффективной психологической помощи. Или, в некоторых случаях, их отсутствие.

Способы

Для решения этих трех задач нужна хорошо работающая, то есть неоднократно проверенная на практике теория – компактная концепция, которая объясняет психологические причины детского воровства и предлагает подходящие к ними способы коррекции  и получения прогноза.

Такую концепцию предложил известный врач, психолог, психоаналитик Дональд Вудс Винникотт.

По Винникотту ключевой, обязательный этап психокоррекции детского воровства – это встреча с ребенком, которую лучше провести в самом начале. На ней психолог может одновременно решать все три задачи. Основные способы – это беседа и игра в каракули (авторская рисуночная техника Винникотта).

В чем заключается концепция детского воровства Д.В. Винникотта? Как беседа и игра в каракули помогают обнаружить психологическую причину воровства и воздействовать на нее? Как получить прогноз и применить его в консультации родителей?

Все ответы здесь -“Воровство у детей и подростков: как с этим справиться”!

Источник: https://www.b17.ru/article/281846/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.